Подписывайтесь на наши соц. сети!
Наша группа Вконтакте ЭтноСПБ в Telegram Наш аккаунт в Twitter
Ваш город: Санкт-Петербург
Ваш город - Санкт-Петербург?
Наша группа Вконтакте ЭтноСПБ в Telegram

Асаны в йоге

Рубрика: Статьи про йогу


Древняя традиция йоги прочно вошла в быт представителей Западной цивилизации, правда, в значительной интерпретации. Были созданы новые направления, соответствующие нашей ментальности: йогалатес, фитнес - йога, силовая йога, хот-йога, виньяса флоу йога и многие другие. Да и индийские учителя йоги, стараясь сделать ближе древнюю традицию современным людям, создавали свои методики, например, йога Айенгара или Аштанга-виньяса-йога.

Но в йоге есть основополагающие понятия, которые нужно постепенно осваивать каждому, ступившему на путь постижения этой прекрасной и очень действенной традиции. К их числу принадлежат асаны. Патанджали, автор первого известного труда, посвященного йоге, называл асаны «положением тела, которое удобно и приятно».

Если представить себе акробатические позы, требующие значительной силы, ловкости и гибкости, то это определение кажется, по меньшей мере, странным. Но в том-то и секрет, что по мере регулярного и правильного выполнения асан, они действительно становятся и удобными, и приятными. Более того, с практикой, начинаешь чувствовать, что тело само просит выполнения определенных асан. К тому же они обладают разной степенью сложности.

Например, в минуты душевной нестабильности попробуйте выполнить врикшасану (позу дерева). Её еще называют позой Бхагиратхи. По легенде могучий индийский царь Бхагиратхи простоял очень долгое время на одной ноге, чтобы умилостивить бога Шиву, он просил у бога разрешения спустить священную реку Ганг с небес на землю. Поэтому для йогов эта асана символизирует подвижничество. Ну, а для нас - это прекрасная возможность сконцентрироваться на себе и успокоить ум, достигнув внутреннего равновесия. Вообще-то эта асана требует соблюдения баланса, поэтому думать о чем-либо другом особенно и не получится. Эту асану можно делать самостоятельно, она - одна из самых несложных.


Выполнение врикшасаны

Для её выполнения нужно поставить ступню согнутой ноги на внутреннюю часть бедра другой прямой ноги. По возможности ближе к тазобедренному суставу. Выровнять позвоночник, поймать баланс. Руки поднимаем над головой и соединяем ладони, прижав одну ладонь к другой, концентрируем внимание на ладонях. В этой позе нужно дышать животом, направляя внимание на дыхание. Так успокаивается ум и достигается внутреннее равновесие. Затем делаем эту же асану, опираясь на другую ногу.

Если я хочу успокоиться, найти решения спорной проблеме, то стараюсь простоять в врикшасане хотя бы минут пять, помогает. А какие асаны особенно любите вы? И есть ли среди них такие, что могут выручить в минуты недомогания или просто плохого настроения?

В йоге есть статические упражнения - асаны, динамические упражнения - виньясы, а также мудры и банхи, предназначенные для изменения давления в определенных частях тела, его полостях и дыхательная практика - пранаяма. Но современному миру йога известна, прежде всего, благодаря благотворному воздействию асан. Учение йоги бесконечно многообразно и достаточно сложно для восприятия, так что познавать её можно всю жизнь. На первых этапах изучения йоги нам неизбежно приходится упрощать многие её идеи. И дело не только в том, что корни йоги уходят вглубь индуизма, вообще есть точка зрения, что истоки йоги - в древних, неизвестных нам очень развитых цивилизациях, а жители Индии сумели просто сохранить её традиции. А скорее в том, что йоговские асаны работают не только с физическим телом, но и с более тонкими структурами нашего организма - с энергетическими полями. Согласитесь, это несколько непривычно для нашего рационального сознания.

Известно, что происхождение слова «йога» связано с санскритским корнем - «йуг», что обозначает «соединение», «связь», «слияние».

Толкований этого термина много, но я предлагаю обратить внимание на одно из них, это создание единства и гармонии между физическим и психическим состоянием. При постоянной практике асан мы начинаем тонко ощущать сигналы, которые подает наше тело, наши физическая и психическая составляющие взаимодействуют более глубоко. Практикуя даже простейшие асаны, мы можем отчетливее ощущать сигналы нашего подсознания. Некоторые из них влияют даже на формирование определенных черт характера. Например, по мнению адептов йоги бхуджангасана - поза змеи - развивает уверенность в себе и помогает преодолеть чувство неполноценности.

Рассмотрим несколько асан, которые считаются базовыми при начальном освоении хатха-йоги. Это: бхуджангасана - поза змеи; дханурасана (поза лука), саламба-ширшасана (стойка на голове); саламба-сарвангасана (стойка на плечах); випарита карани асана; матсиасана (поза рыбы).
 

Бхуджангасана - поза змеи

К числу терапевтических эффектов бхуджангасаны можно отнести стимуляцию деятельности щитовидной железы, но особенно эта асана ценится за глубокое терапевтическое воздействие на почки и профилактику образования камней в почках.

Техника выполнения позы змеи:

Выполнение этой асаны можно разделить на четыре стадии.

Исходное положение - лежа на животе лицом вниз, ладони находятся на полу возле таза.

  1. На вдохе медленно и постепенно поднимаем голову, затем, напрягая мышцы спины, поднимаем плечи и туловище.
  2. Поднимаем туловище до такой степени, что только лобок прикасается к полу. Таз и прямые ноги плотно прижаты к поверхности пола.
  3. Бедра напряжены, внимание на вдохе концентрируем на щитовидной железе, затем оно скользит по позвоночнику вниз и достигает района почек. Сохраняем позу шесть-восемь секунд.
  4. Медленно на выдохе опускаемся на пол и принимаем исходное положение.

Руководитель знаменитой школы йоги в Швейцарии Сельвараджан Есудиан в своей книге «Йога и здоровье» подчеркивает, что асаны активно вовлекают в работу проприорецепторы (нервные окончания в сухожилиях, связках и суставных капсулах) и интерорецепторы (нервные окончания внутренних органов), что является очень и очень важным для оздоровления всего организма.


Дханурасана (поза лука)

Рассмотрим с точки зрения оздоровления организма одну из самых действенных асан - дханурасану или позу лука.

Для выполнения асаны нужно принять положение лежа на животе, лицом вниз, затем делаем медленный вдох и протягиваем руки назад, обхватывая обе лодыжки. Выгибаем спину и стараемся продержаться в этом положение до счета 10. Во время выполне¬ния асаны стараемся дышать медленно и сосредотачиваем внимание в области таза.

Эта асана обладает разнообразным тонизирующим и лечебным воздействием, прежде всего, полем её влияния оказываются эндокринные железы.

  • Она тонизирует и оздоравливает щитовидную и вилочковую железу, поджелудочную железу, почки, печень, укрепляет и активизирует половые железы.
  • Дханурасана очень полезна, если наблюдается недостаточная активность щитовидной железы, она также стимулирует и другие железы внутренней секреции.
  • Выполнение её считается очень полезным в случае диабета.
  • Влияет на укрепление позвоночника и всех нервных центров.
  • Благодаря «позе лука» активизируется деятельность желез, а в сочетании с сокращением и напряжением мышц она препятствует отложению жира.
  • С приобретением опыта её выполнения асану можно усложнить, слегка раскачиваясь вперед и назад.
  • Для офисных работников и всех горожан, которых работа вынуждает просиживать часы за компьютером или письменным столом, эта асана просто находка, поскольку снимает боль, вызванную переутомлением.

Дханурасану нельзя выполнять, если наблюдается увеличение или повышенная активность щитовидной железы.

Сильный приток жизненной энергии получает солнечное сплетение, а там, как известно, находится чакра манипура.

Если у наших современников спросить с какой асаной у них, прежде всего, ассоциируется йога, то очень многие точно назовут стойку на голове. Те из нас, кто практикует йогу, наверняка сталкивались с вопросом друзей, «ну как, ты уже стоишь на голове»? Йога - не спорт, каждый практикующий её может работать на своем уровне. Но действительно, многие учителя йоги три «перевернутые» асаны называют основными и считают выполнение, хотя бы одной из них, их обязательным. Это випарита-карани, саламба сарвангасана и сиршасаны.
 

Саламба сарвангасана

Эту асану мы еще можем знать под названием «свеча», «березка». Её название на санскрите раскрывает суть сарвангасаны. «Сарва» переводится как «целый» или «весь», а «анга» - «тело». То есть «поза для всего тела». Один из учителей йоги Сельвараджан Есудиан называл человека загадочным чудом, которое движется во времени и пространстве, несущем смерть. «Дни его сочтены, и потому он должен пробудиться от полудремы и признать силу своего существа и безграничность своей сущности». Выполнение многих асан, по мнению йогов, вполне способно пробудить дремлющие свойства и помочь проявить свою сущность в полной мере. Сарвангасана - одна из таких асан.

Мощное влияние перевернутых асан индийские йоги объясняют особенностью энергетических потоков на Земле. В перевернутом положении тело получает противоположные токи. Дело в том, что по этой теории наша планета Земля испускает отрицательные токи, а космическое пространство в свою очередь испускает положительные токи. При нормальном положении тела отрицательные токи поступают через ноги, ну а положительные - через голову. При выполнении випарита-карани, саламба сарвангасана и сиршасаны направление потоков энергии на какое-то время меняется. По мнению Есудиана, воздействие на организм этих асан оказывается не менее мощным, чем воздействие коротковолновой терапии.

Выполнение сарвангасаны:

Из положения лежа на спине с вытянутыми вдоль тела руками ладонями вниз, медленно на вдохе, не сгибая колени, поднимаем вытянутые ноги до тех пор, пока они не примут вертикальное положение. Затем нужно приподнять туловище и поддерживать его руками за бедра. После этого при помощи рук толкаем туловище вверх, до тех пор, пока оно не будет составлять прямую линию с ногами. Подбородок прижат к груди. Дыхание брюшное. Оставаться в сарвангасане можно от 15 секунд до 15 минут.

Очень важен правильный выход из этой асаны. Ни в коем случае нельзя позволить телу упасть. Резкий и быстрый выход из этой асаны крайне нежелателен. Опираясь на сильные руки и удерживая ноги в вертикальном положении, медленно, позвонок за позвонком, возвращаем тело в исходное положение. После того, как крестец коснется пола, медленно опускаем ноги, мышцы живота напряжены. На протяжении всего выполнения асаны затылок плотно касается пола, голова неподвижна. После выполнения асаны нужно отдохнуть.

Одним из обстоятельств, препятствующих правильному выполнению сарвангасаны, может быть слабость мышц шеи и шейных позвонков. Для их укрепления В. Бойко советует выполнять специальные упражнения. Например, нужно лечь на живот, лоб положить на кисти рук, затем поднять голову, оторвав лоб от опоры, голова висит в воздухе, руки раздвигаем в стороны, а кончик носа едва не касается пола. Пробыть в таком положении, пока мышцы шеи не почувствуют усталость.

Хоть сарвангасана и считается одной из несложных асан, на освоение правильного выполнения её может понадобиться некоторое время. Терапевтический эффект этой асаны очень велик. Ведь её называют «царицей всех асан».

Лечебные свойства сарвангасаны:

  • профилактика и лечение варикозного расширения вен, поскольку застой венозной крови в тазовой области и в ногах устраняется;
  • благодаря улучшению кровоснабжения головного мозга, могут пройти головные боли, проходят спазмы сосудов головного мозга;
  • асана оказывает мощное омолаживающее влияние: исчезают морщины на лице, укрепляются корны волос;
  • нормализуется деятельность эндокринной системы, в частности, щитовидной железы;
  • укрепляется позвоночник.

Йогой занимаются люди разного уровня физической подготовки и разного возраста, а практика её настолько разнообразна, что всегда можно найти доступные для выполнения варианты асан, в том числе и перевернутых. Например, Випарита Карани Асана. Эта мощная, способствующая повышению жизнеспособности всего организма асана достаточно проста в выполнении. Она улучшает мозговое кровоснабжение, способствует очищению организма и омоложению на клеточном уровне.
 

Випарита-карани асана

Исходное положение - лежа на спине, руки вытянуты вдоль тела, ладони развернуты вниз, так удобнее для поддержки тела. На вдохе поднимаем обе ноги вверх и с выдохом заводим их немного за голову. Следующее движение - руками поддерживаем таз или поясницу (что удобнее), отрываем их от пола и выравниваем ноги. Корпус вертикально, как в сарвангасане, держать не нужно, спина составляет примерно сорок пять градусов к полу. Ступни расслаблены, постараться в этой позе расслабить лицо, живот, шею, нужно постараться почувствовать себя в випарита карани асане максимально комфортно.


Саламба-ширшасана - стойка на голове

В переводе с санскрита саламба-ширшасана означает «Стойка на голове с поддержкой» Точнее - sa-c, alamba — опора, поддержка, sirsa - голова.

Асана принадлежит к среднему уровню сложности.

Основение саламбы -ширшасаны иногда начинающий посетитель занятий йоги считает делом своей чести. Но, возможно, не стоит слишком спешить. Эта мощная и чрезвычайно полезная асана имеет ряд противопоказаний. К их числу относятся: повышенное давление, отит, конъюнктивит, сильно загрязненная кровь и смещение позвонков. Все эти проблемы можно решить при помощи пранаямы и других асан, а потом приступать к освоению ширшасаны.

Положительное влияние на организм человека саламба-ширшасаны кажется просто фантастической, но практика многих йогинов вполне подтверждает его. Она способствует повышению умственных способностей, улучшает слух и зрение, как, впрочем, и всех органов чувств, активизирует гипофиз, увеличивает содержание гемоглобина в крови.

Выполнение саламба-ширшасаны:

Исходное положение - стоя на коленях. Руки с переплетенными пальцами ставим прямо перед собой на пол. Наклоняемся вперед и, поддерживая переплетенными пальцами затылок, кладем голову на пол. Опираясь на ноги, поднимаем бедра и отрываем ноги от пола. Медленно выпрямляя ноги, постепенно вытягиваемся в прямую линию. Дыхание медленное и спокойное. При выходе из асаны сгибаем ноги в коленных и тазобедренных суставах, опускаемся на колени. Находясь в этом положении, отдыхаем, кладем лоб на кулаки, лежащие друг на друге, расслабляемся.

Для нормализации давления после выполнения перевернутых поз рекомендуют выполнять матсиасану (позу рыбы).
 

Матсиасана (поза рыбы)

С этой асаной связана одна из самых поэтичных индийских легенд. Рыба Матсие считается одним из воплощений бога Вишну. Когда на землю, жители которой погрязли в грехах, должен был обрушиться всемирный потоп, бог Вишну в образе рыбы предупредил человека по имени Ману о грядущей катастрофе. А потом Матсие помогла спастись от катастрофы Ману, его семье и семи мудрецам. Также Матсие спасла от потопа и священную книгу Веды.

Матсиасана такая же благотворная и дарящая мудрость, как и эта легенда. Она способствует глубокой вентиляции легких, увеличивает их жизненную емкость. Помогает гармонично распределить энергию по передней поверхности тела. Заряжает энергией важнейшие энергетические центры: Манипуру, Анахату и Вишуддху.

Техника выполнения матсиасаны:

Исходное положение - лежа на спине, ноги прямые, руки под бедрами, ладони развернуты вниз. Опираясь на локти, делаем вдох, выгибаем и поднимаем спину, темя головы прижато к полу и служит опорой. Делаем выдох, нижняя часть туловища и ноги расслаблены, дышим спокойно и глубоко. При выходе из позы, поднимаем голову, затем, мягко опускаем её, освобождаем руки.

 



Очень интересна закономерность взаимодействия асан. Например, бхуджангасана и дханурасана стимулируют деятельность шитовидной железы, а сарвангасана и ширшасана укрепляют и успокаивают её. Таким образом эти асаны, взаимодействуя, дополняют друг друга. Обратите внимание, йоги говорят, что щитовидная железа отвечает за чувство времени. Если она малоактивна, мы постоянно опаздываем, отстаем, пульс замедлен, кишечник работает вяло. При гиперактивности щитовидной железы - наоборот, пульс учащен, мы постоянно спешим, перевозбуждены, речь быстрая и нечленораздельная. Правильно выполняя асаны можно регулировать деятельность эндокринной системы. А значит, и справляться с внутренними проблемами.

Для наилучшего эффекта учителя йоги рекомендуют делать три асаны: сарваигасану, випариту-карани асану и ширшасану три раза в день. Утром, днем и вечером. Впрочем, если мы найдем время позаниматься йогой три раза в неделю, что скажем откровенно, гораздо более реально при нашем образе жизни, эффект все равно будет поразительным.

Читайте также:









Если отзывов еще нет, будьте первым, кто их разместит!



Вернуться назад